Немало статей написано о "вопросе вопросов" для каждого, наверное, автолюбителя - о повышенном расходе топлива.
И читая эти публикации (как и в печати, так и в Internet) можно прийти к выводу, что на расход топлива влияют только набившие оскомину "20 наиболее вероятных причинах повышенного расхода топлива" :
1.Позднее зажигание. Сдвиг угла на 1 градус увеличивает расход на 1%. 2. Неправильно выставленные зазоры в свечах зажигания, а так же перебои в работе свечей - 10%. 3. Ближний свет фар увеличивает расход на 5%, дальний на 10%. 4. Температура охлаждающей жидкости ниже расчетной увеличивает расход на 10%. 5. Езда на непрогретом двигателе увеличивает расход на 20%. 6. Повышенный износ цилиндропоршневой группы. Каждая сниженная атмосфера (единица измерения компрессии) увеличивает расход на 10%. 7. Износ кривошипно-шатунного механизма - 10%. 8. Износ сцепления - 10%. 9. Износ механизма газораспределения, а так же не отрегулированные зазоры клапанов - до 20%. 10. Перетянутые подшипники ступиц колес (плохой накат) - на 15%. 11. Не отрегулированный сход развал - 10%. 12. Пониженное давление в шинах - по 9% на каждые 0,5 кг/см2. 13. Каждые 100 кг груза - на 10%. Загруженный багажник на крыше увеличивает расход на 40%, пустой на 5%. Прицеп - 60%. 14. Манера езды на 50%. 15. Несвоевременная замена воздушного фильтра (рекомендуемая периодичность - раз в5тыс.км) увеличивает расход на 10%. Применение воздушных фильтрующих элементов стяжелыми матерчатыми предочистителями увеличивает расход на 5%. Рекомендуются фильтрующие элементы легкого типа без предочистителей. Сопротивление воздушного потока через такой фильтр минимальное. 16. Проблемы связанные с системой питания (карбюратор; бензонасос) - до 50%. 17. Применение низкооктанового бензина (даже когда заправляешь Аи-95 - никогда незнаешь, чтозальешь) - до 5%. 18. Деформированные моторы с уменьшенной степенью сжатия - до 10%. 19. Встречный ветер - до 10%. 20. Движение по трассе с низким коэффициентом сцепления - до 10%.
Дочитав до конца можно сказать: "В принципе - правильно". Но только для каких марок автомобилей? По всей видимости - исключительно для отечественных. Кроме того, сразу возникает вопрос о гениальности автора (авторов), которые так точно и скурпулезно рассчитали все в процентах и даже сумели подсчитать, что расход топлива при встречном ветре для "Жигулей" и "Land Cruiser" будет составлять на 10 процентов выше обычного. Несмотря на разную массу автомобилей. Не обращая внимание на скорость движения. На скорость ветра. Не обращая внимание на… - и тут можно перечислить, пожалуй, десятка два-три причин, по которым этот "процентаж" будет в корне неверным. Особенно для иномарок, потому что там ну никак невозможно "перетянуть подшипники ступиц колес". И многие другие пункты так же "не совсем" применительны.
Конечно, за "основу", для "общего развития", так сказать,эти "20 причин…" взять можно.
- Мы же с вами попробуем поговорить более конкретнее и применительнее о возможных причинах расхода топлива на японских машинах с системами электронного впрыска топлива. Только поговорить и только предположить, потому что этот вопрос - "скользкий" вопрос, так как на повышенных расход топлива может влиять такое количество причин, которые и предположить невозможно. Кроме банальных, конечно: перебои в искрообразовании, например и так далее, о чем будет сказано ниже.
-
- Да, и в нашу мастерскую тоже достаточно часто приезжают клиенты с жалобой на "повышенный расход топлива".
- И иногда цифры "расхода" называют "просто изумительные" - в одном случае Nissan с двигателем объема 1.500 см3 "съедал" по словам клиента БОЛЕЕ 20 ЛИТРОВ НА ТРАССЕ, а в городе - более 25 литров.
- Это как надо двигателю работать и как точно высчитывать перерасход топлива?!
-
- …к слову сказать: удивительно, но практически все клиенты, которые жалуются на большой перерасход топлива , каким-то образом умудряются высчитывать этот перерасход буквально до 100 грамм. В крайнем случае - до 500 грамм ( "у меня двигатель "ест" пятнадцать с половиной или шестнадцать с половиной литров на сто километров"). Смотришь на такого водителя и… молчишь. Ну, вы сами понимаете почему.
-
- Практически всегда трудно объяснить человеку, что если он прочитал в какой-то книге (?!!), что его "ласточка" должна "кушать", например, 11 литров, а у него расход топлива в городском режиме составляет 14.5 литров(?) и только "на трассе" расход топлива становится "ровно 11 литров" (???) - трудно объяснить человеку, что указанные литры расхода для его автомобиля измерялись на "идеальном автомобиле и в идеальных условиях".
-
- Автомобильной компании всегда выгодно преподнести какой-то новый концепткар в самом наилучшем виде. Особенно по расходу топлива. И уж там действительно замерят расход топлива буквально до одного грамма. И если он будет,например, 10 литров 150 грамм на 100 километров, то специалисты всегда смогут исхитриться и снизить его до красивой круглой цифры. Но это все к слову.
-
- Какие автомобили, в основном, "бегают" по просторам России?
- Правильно, с пробегом, как минимум, более 70 тысяч километров. И трудно еще сказать, в каких конкретно условиях конкретная машина эксплуатировалась. И нельзя сравнивать вашу машину с точно такой же машиной соседа по стоянке, у которого она "кушает" всего ничего - на вашей в Японии "гоняли пацаны", а на его степенно ездил фермер и только по воскресеньям в церковь…чувствуете разницу?
-
- И еще, тоже главное - каким способом измерять свой расход топлива?
- Ведь практически никто из "жалующихся" не проверил свой расход топлива наиболее разумными и доступными способами, описанными, кстати, во многих журналах и статьях, в том числе и в журнале "За рулем" :
1.Останавливаем машину на ровном участке дороги и замечаем положение колес. - 2. Заливаем бензин "под горловину".
- 3. Совершаем пробную поездку по городу и возвращаемся к тому же месту, откуда начали движение
- 4. Ставим машину в такое же (первоначальное) положение.
- 5. С помощью мерной емкости(канистры) снова заливаем бак топливом "под горловину" и записываем количество залитого бензина.
- 6. Дальше - чистая арифметика : делим количество долитого топлива на то количество километров, которое проехала машинаи получаем итог - " такой-то расход топлива на столько-то километров".
-
- Есть еще один более простой ( однако менее точный ) способ :
- 1. Дожидаемся загорания лампочки "Окончание топлива".
- 2. Заправляем автомобиль, обнуляем показания одометра ( на многих японских автомобилях есть такой "дополнительный спидометр", при помощи которого можно определять свой "суточный пробег") и записываем показания.
- 3. Ездим в обычном режиме.
- 4 . При загорании красной лампочки ("топливо!!!") - смотрим на одометр и снова записываем "километраж".
- 5.Количество залитых в топливный бак литров делим на пробег. Записываем режим езды: городской, трасса, смешанный. А если еще отметить и интенсивность городского движения, время дня, температуру окружающей среды, и что-либо еще, существенное на ваш взгляд - то можно вычислить изменения расхода в зависимости от указанных условий.
-
- Кроме того, есть важное условие, которое является "чисто российским" и которое следует помнить и учитывать при вычислении своего расхода топлива : в среднем топливораздаточная колонка "недоливает" порядка 0,5 литра , что обусловлено многими факторами, в том числе и ее конструкцией ( вы понимаете, наверное, о чем я хотел сказать).
-
- Поэтому, заправившись пятью литрами или пятидесятью - мы получим совершенно разные результаты. Подсчитайте сами : 0,5 литра от 5 литров - это 10%, а от 50 литров - это всего лишь 1 %.
-
- Так что заправить в бак один раз 20 литров выгоднее, чем 2 раза по 10. Ну а езда с пустым баком при минусовых температурах - гарантия образования конденсата в баке. А на воде даже японские автомобили ездить не умеют.
- Заметим, что все эти способы далеко не "идеальные", однако лучшего варианта замерить свой расход топлива для "просто водителя" пока не придумано.
-
- Конечно, расход топлива на трассе и в городе - это "две большие разницы" , но и по этим "данным" можно хоть и приблизительно, но уточнить для самого себя "здоровье" своей машины.
- Итак, давайте постараемся хоть немного "осветить" этот вопрос - что же все-таки может влиять на повышенный расход топлива?
- Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя( THW )
-
- Как мы уже знаем, одним из основных датчиков является "датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя", или THW, который расположен в "районе" термостата. Его показания крайне важны для стабильной и экономной работы двигателя, потому что в зависимости от сопротивления датчика компютер "рассчитывает" то количество топлива, которое необходимо двигателю для работы при "данной" ему датчиком температуре.
- На различных марках и моделях автомашин показания THW различные, но если сказать "усредненно", то для "холодного" двигателя датчик "покажет" сопротивление от 2 до 6 Ком ( в зависимости от температуры "за бортом"), а для "горячего" - 250-350 Ом.
-
- А теперь представим, что "наш" датчик температуры "говорит" компютеру при полностью прогретом двигателе, что двигатель "еще немного холодный", то есть "показывает" сопротивление 500 или более Ом.
- Что делает компютер?
- Процессор "сравнивает" те показания,которые "зашиты" в его Память и "понимает",что при данном сопротивлении - "топлива надо больше".
- И "расширяет" импульсы на форсунки (инжектора).
- И топлива поступает в цилиндры больше. Но это - следствие. А причина, вернее - причин, может быть несколько :
- Неисправность самого датчика температуры
- Неисправность термостата
- "завоздушенность" системы охлаждения
- неисправность радиатора
- Ну и, в крайнем случае (такое, правда, встречалось всего несколько раз ) - "ошибка" самого компютера.
- Кроме того, датчик температуры "напрямую связан" и с автоматической коробкой передач. И так уж "правильно устроена" "японская электроника", что если, например, датчик "не выдает" положенную температуру, то и АКПП не будет переключаться на повышенную передачу и автомобиль будет "плестись" на пониженной скорости и "дико жрать топливо".
-
- "Oxygen Sensor" или "датчик кислорода"
- Другая, не менее "распространная болезнь" - "датчик кислорода" или "по-научному" :
- "Oxygen Sensor".
-
- Для его проверки, а так же, для проверки состава смеси, подаваемой в цилиндры можно воспользоваться простейшей проверкой ( описание дается применительно только для автомобилей "Toyota")
- прогреть двигатель до рабочей температуры
- подсоеденить "+" стрелочного прибора ( вольтметра ) к клемме VF или VF1 диагностического разъема, а "минус" вольтметра к клемме E1
- "вывести" двигатель на 90 секунд на режим 2500 оборотов
- закоротить клеммы TE1 или Т и Е1 - прибор должен регистрировать пульсацию напряжения с частотой более 8 раз за 10 секунд.
-
- Примечание: если частота пульсации ниже указанной - удалить перемычку с клемм ТЕ и Е1 "удерживая" двигатель в режиме 2500 оборотов измерить напряжение между клеммами VF1 или VF и Е1 если напряжение присутствует - Oxygen Sensor подлежит замене если напряжения нет - считать код неисправности отсоеденить шланг клапана вентиляции картера подсоеденить вольтметр к клеммам VF и Е1 если напряжение есть - смесь СЛИШКОМ БОГАТАЯ если после первой проверки пульсации напряжения не было - снять перемычку с клемм ТЕ1 и Е1 на режиме 2500 оборотов измерить напряжение между клеммами VF и Е1 если напряжение равно 5 вольт, отсоеденить разъем датчика температуры охлаждающей жидкости установить в разъем сопротивление 5 - 10 Ком и "закоротить" клеммы ТЕ1 и Е1 "вывести" двигатель на 90 секунд на режим 2500 оборотов если напряжение между клеммами VF и Е1 около 5 вольт - смесь СЛИШКОМ БЕДНАЯ
-
- Повторюсь, что вышеописанная схема проверки - приблизительная.
- Примечание: в последнее время, с появлением специальной литературы о принципах работы систем электронного впрыска топлива, некоторые "автомастера" ("дельцы от автосервиса", по-другому их не назовешь), нашли для себя дополнительный "источник заработка", который называется :
-
- "Диагностика повышенного расхода топлива на вашей машине".
- Прочитав и "начитавшись" различного рода статей и немного определив для себя, что
- - "датчик кислорода" достаточно сильно влияет на повышенный расход топлива и что
- данное утверждение самому клиенту практически невозможно перепроверить, и - "датчик кислорода" стоит в среднем около 300 долларов США (новый), - эти, с позволения сказать "автоспециалисты" довольно неплохо и просто-напросто НАГЛО зарабатывают на проведении подобной "диагностики", вовсю используя "техническую дремучесть" клиента.
- "Умный вид", "менторский тон", "умные выражения" и в итоге, практически ничего не делая можно уверенно "содрать" с клиента несколько сотен "за диагностику". Потому что практически никто из клиентов не станет заказывать из Японии новый датчик кислорода за "триста баксов", а, "смирившись с Судьбой", будет продолжать ездить и вспоминать добрым словом автомастера,который разъяснил ему, далекому от техники человеку причину перерасхода топлива :
- - к сожалению, ваш датчик кислорода полностью "заморожен", потому и расход топлива у вас более 20 литров…
-
- И далее идут "объяснения": мол, топливо у нас в России - "дерьмовое", бензин - этилированный, который "губит" датчик кислорода практически сразу же, датчик восстановлению не подлежит, сочувствую…с Вас четыреста рублей за диагностику.
- А что остается клиенту ?
- Только верить на слово - сколько всего было сказано! И как красиво сказано!
- Но нет возможности у клиента "посмотреть сверху" на эту проблему, посмотреть и сделать небольшую статистику : "сколько конкретно автомобилей имеют повышенный расход топлива конкретно из-за датчика кислорода?".
- А ответ, как ни удивительно, будет таким : " весьма небольшой процент". И уж не в два раза, потому что даже для кислородного датчика это звучит дико.
- Да, именно так.
-
- И поэтому нельзя "однозначно и определенно" сказать, что в повышенном расходе топлива "виноват" только Oxygen Sensor.
- Причин может быть множество, и одна может наслаиваться на другую.
-
- …Конечно, подобных "мастеров" не так уж и много, но учитывать вероятность такой "диагностики" стоит.
-
- Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)
- Кстати, никто не обращал внимание на такой факт, что с изменением положения датчика положения дроссельной заслонки одновременно изменяется и угол опережения зажигания?
- В японском автомобиле все взаимосвязано. Не зря же компютер "отслеживает" показания TPS по двум "направлениям" - через контакт "VTA" и контакт "IDL" .
- Контакт "VTA" "говорит" компютеру об изменении положения дроссельной заслонки, а контакт "IDL" (контакт "холостого хода") о том, стоит ли сейчас дроссельная заслонка в положении "холостой ход" или нет.
- И если изначально неправильно "выставить" TPS, особенно "контакты холостого хода" (IDL), то компютер начнет "ошибаться", принимая искаженные показания TPS за "правильные".Возникающие при этом ошибки :
- · повышенные обороты холостого хода
- · неправильный (ранний или поздний) угол опережения зажигания
- · неустойчивая работа двигателя на ХХ
- · неправильный состав топливо-воздушной смеси
-
- Клапан холостого хода ( Idle Air Control Valve )
- Данный клапан вследствии своей "неправильной" работы может "помогать" двигателю "держать" повышенные обороты холостого хода. И не только - нарушение первоначальной регулировки отрицательно скажется при работе двигателя практически на всех режимах работы.
- Управляется этот клапан компютером: на более "пожилых" моделях компютер "подает" на клапан "просто" +12 вольт, которые изменяют положение биметалической пластинки внутри клапана, а она, в свою очередь двигает в ту или иную сторону специальную пластинку,уменьшая или увеличивая проходное сечение для поступления во впускной коллектор дополнительного воздуха. На более "новых" автомобилях биметалической пластинки уже нет, внутри уже "работает" шаговый двигатель.
-
- Инжектор ( Injector )
- Да, именно инжектор ( форсунка) вследствии использования грязного топлива или топлива с водой, а так же вследствии обыкновенного "старения" или "изношенности" может "плавно перейти" в такое состояние, что его механическая часть (игла,седло) начнут пропускать "лишнее" топливо в том положении,когда инжектор должен быть "закрыт". Для двигателей с "центральным впрыском" - "Ci", акутален еще и вопрос уплотнения одной-единственной форсунки - какой-то момент резиновые кольца "отказываются" уплотнять и расход топлива возрастает неимоверно. Проверить это утверждение можно достаточно простым способом :
- · открутить ( на трех болтиках) и снять верхнюю защитную крышку форсунки.
- · включить зажигание.
- · перемкнуть контакты "FP" и "+B" на колодке диагностического разъема(топливный насос должен заработать - послышится "шуршание" топлива в топливной магистрали).
- · подсвечивая себе "переноской" наблюдать в течении одной минуты за форсункой - будет из нее "капать" топливо на дроссельную заслонку или нет.Если "упадет" несколько капель в течении этого времени - это еще "терпимо", но в "идеале" топливо не должно "капать".
-
- Таким же способом,кстати, можно проверять герметичность любой другой "пусковой" форсунки на любом другом типе двигателя, где она имеется.
-
- "Нештатный" подсос воздуха
- Для этой проверки можно воспользоваться любым аэрозольным балончиком,содержащим мало-мальски горючую смесь, например, "жидкостью для промывки карбюраторов".
- Запустив двигатель направляем аэрозольную струю на возможные места "нештатного" подсоса дополнительного воздуха .В случае, если подсос воздуха существует в том или ином месте, обороты двигателя тут же возрастут на какое-то время.
-
- Очень важно обратить внимание на то, на что никто и никогда внимание не обращает - на возможный подсос воздуха в выпускном коллекторе перед датчиком кислорода.
- Практически на всех автомобилях перед катализатором есть так называемая "гофра".И если она или "потерта" или вообще порвана - вот вам "лишние" литры перерасхода топлива ( датчик кислорода "воспринимает" этот лишний воздух как "бедную смесь" и автоматически "добавляет" топливо).
-
- Топливная система: "Обратный клапан"
- Для чего нужен этот клапан вы, наверное, знаете: для поддержания определенного давления в "топливной рейке".А теперь представим, что вместо "положенных" "двух с половиной килограмм на сантиметр квадратный" клапан "держит" давление немного больше.Что произойдет в этом случае?
- Правильно: в цилиндры топлива будет попадать больше.
- Конечно, датчик кислорода сразу же "известит" об этом компютер .
- Но у каждого компютера есть допустимые пределы регулировки состава смеси. Он может и не суметь "подрегулировать" состав смеси.
- Но если уж компютер и "уберет" лишнее топливо - мощность двигателя снизится и водитель непроизвольно будет "сильнее давить на газ"…
- Как ни крути - опять повышенный расход топлива.
-
- Опережение зажигания
- Если коротко, то "угол опережения зажигания" выставляется для того, что бы максимально использовать "заложенную в паспорте" мощность двигателя. То есть, правильно "выставив" угол опережения зажигания мы "создадим" такие "блгоприятные" условия "внутри" цилиндра, что наша топливо-воздушная смесь будет "зажжена" и "взорвется" в самый нужный момент.
- А не "позже" или "раньше", что спровоцирует снижение мощности и другие "неприятности".
- Теперь - "самое интересное".
- Вы когда-нибудь обращали внимание, что, если при работе двигателя на ХХ перемкнуть в диагностическом разъеме "контакты диагностики" E1-TE1 , то "звук" работы двигателя изменится?
- Правильно. Изменится.
- При перемыкании данных контактов и работающем двигателе мы "выключаем" электронную систему опережения зажигания.
- И только теперь можно при помощи стробоскопа "выставить" нужный
- ( и правильный !) угол опережения зажигания.
- Однако в большинстве случаев мало кто обращает внимание на этот "нюанс".
- Другое дело, что качество нашего топлива оставляет желать лучшего…
- И достаточно часто бывает такое, что при правильно "выставленном" угле опережения зажигания двигатель начинает "отчаянно детонировать".
- Вот и приходится "подстраивать" угол опережения зажигания "под бензин".И сами понимаете, как вся эта "самодеятельность" влияет на повышенных расход топлива…
-
- Свечи зажигания
- Спросите себя : " Когда в последний раз вы смотрели состояние свечей зажигания?".
- Ответ, наверное, будет таким : " …когда-то…".
- Однако свечи зажигания - "продукт не вечный".
- Изнашиваются. А именно - через, например, тысяч пять-семь километров выставленный ранее зазор между электродами увеличится, пусть ненамного, но все-таки увеличится
- ( на 0.1мм,приблизительно).
- Что мы получаем в итоге, если своевремнно не проверять свечной зазор?
- Правильно, - увеличенный "свечной" зазор.
- Из практики можно сказать, что иногда нам "попадались" зазоры в три и более миллиметров.
- И если не брать во внимание остальные "неприятности", которые "помогают" системе зажигания выйти из строя, то увеличенный свечной зазор - "прямой путь" к повышенному расходу топлива.
-
- Снижение мощности двигателя
- Это может происходить по самым разным причинам, в том числе и по тем причинам, что описаны выше .
- Что же происходит в этом случае и "каким боком" снижение мощности двигателя может повлиять на увеличение расхода топлива?
- Ответ простой , "как три рубля" :
- при снижении мощности двигателя по различным причинам машина начинает "тянуть" уже хуже, и водитель интуитивно "прибавляет газку". Скорость движения практически остается такой же, как и ранее, а топлива в цилиндры поступает и "улетает" уже намного больше.
- Вот вам и еще одна причина повышенного расхода топлива…
- Что можно сказать в заключении: вопрос "повышенного расхода топлива" - это действительно "вопрос из вопросов" и подходить к его решению надо комплексно.
-
- Конечно, не все причины этого описаны в данной статье.
- Всегда надо "конкретно думать по каждой машине", потому что автомобили,их электронные системы так же непохожи друг на друга как и люди - у каждой конкретной "электроники" свой "характер" и свое "настроение".
|